Ввиду отличительных особенностей гибких решений аренды стратегии по привлечению клиентов различаются. Классические коворкинги требуют постоянного поддержания маркетинговой активности, потому что продукт преимущественно ориентирован на b2c сегмент, аренда рабочего места может длиться всего несколько часов. Это предполагает высокий оборот рабочих станций, чтобы обеспечивать постоянную заполняемость площадки. В случае ориентации пространства на корпоративный сегмент жизненный цикл клиента значительно длиннее. Обычно компании арендуют рабочие места на срок от нескольких месяцев. В 2019 году на рынке стали подписываться первые сделки продления аренды, то есть в некоторых случаях гибкие решения аренды удовлетворяют не только краткосрочные потребности арендаторов, но и более долгосрочные. Гибкие решения аренды начали приобретать популярность среди корпоративных пользователей в 2018–2019 годах.
Данная тенденция была характерна не только для московского рынка офисной недвижимости, но и для других международных рынков, правда, несколькими годами ранее. При этом драйверы были одинаковыми: дефицит качественных офисов и бурный рост технологичного сегмента. После глобального финансового кризиса объем нового офисного строительства на многих рынках был ограничен, особенно в центральных районах. Во второй половине 2010-х годов представители инновационных направлений, как и технологичные подразделения традиционных отраслей, активно развивались, компаниям было необходимо оперативно подбирать офисы для удовлетворения растущих потребностей в размещении сотрудников.
На фоне ограниченного предложения коворкинги предлагали инновационное и креативное пространство, которое привлекало арендаторов. Таким образом, все больше спроса со стороны корпоративных клиентов удовлетворялось за счет аренды рабочих мест коворкингов.
Всплеск вакансии в сегменте сервисных офисов связан с несколькими факторами. Во первых, в 2022 году были открыты крупные площадки спекулятивно, то есть не под подтвержденный спрос, как это было в предыдущие годы. Во-вторых, ввиду ухудшения экономической ситуации компании, которые ранее законтрактовали площадки под будущий рост штата, были вынуждены пересмотреть свои планы развития и отказаться от части площадей. В итоге эти пространства стали вновь доступными на рынке. Мы ожидаем, что период экспонирования данных площадок будет непродолжительным, так как на рынке сохраняется дефицит качественных офисов, готовых к въезду.
Компании выбирают гибкие офисы по ряду причин. Это альтернатива классической аренде, когда компания не готова вкладывать средства в отделку и оборудование офисного помещения, а также рассматривает сокращение операционных затрат на содержание офиса. Гибкий офис может использоваться для временного размещения сотрудников, для работы продуктовых команд и кросс-команд из разных офисов под проект, для организации мероприятий. Важно отметить, что многие уходящие с российского рынка компании оставляют в Москве свое представительство. Они будут формировать часть спроса на рынке в 2022–2023 годах. Несмотря на очередной этап турбулентности в российской экономике, фундаментальные факторы для развития сегмента гибких офисных пространств остаются благоприятными. С одной стороны, на рынке сохраняется дефицит новых качественных площадей, с другой стороны, геополитический кризис в дополнение к пандемии усилил фокус компаний на эффективное использование площадей. *ист. cbrecom