Ритейл на центральных улицах Москвы адаптируется к новым реалиям несмотря на массовый исход международных брендов из страны, количество магазинов одежды/обуви на центральных улицах Москвы выросло почти на 10% Компания IBC Real Estate провела мониторинг 12 основных торговых коридоров Москвы: ул. Тверская, Кузнецкий мост, Новый Арбат, Маросейка, Покровка, Петровка, Пятницкая, Мясницкая и Никольская, Столешников, Камергерский и Климентовский переулки.
На август 2023 года рынок центральных торговых улиц столицы стабилен и устойчив, структура арендаторов не претерпела значительных изменений. Доля свободных помещений на них составляет 14%, что меньше показателей прошлого года на 4 п.п. Снижение доли свободных площадей наблюдается на 8 из 14 улиц, так как новые арендаторы активно занимают свободные площади. Только на 4 улицах – Кузнецкий мост, Никольская, Петровка, Столешников переулок, где были представлены преимущественно премиальные иностранные бренды, наблюдается рост вакансии, который связан с уходом этих брендов из РФ (например Cartier, Piaget). На сегодняшний день потенциальная вакансия практически ушла с рынка, все еще не приняли окончательного решения о выходе из РФ менее 3% арендаторов. В 2022 году большую часть приостановок (1,4% из 2,4%) составляли магазины одежды. Практически все из них по-прежнему остаются приостановленными поскольку все они относятся к люкс сегменту. Основное же сокращение приостановок связано с уходом брендов средней ценовой категории.
Наибольшая часть (45%) изменений зафиксирована в категории «кафе/ рестораны/ бары/ клубы». Заведения общепита и развлечений с трудом переносят изменения потребительского поведения, переключение на сберегательную модель потребления, а также высокую конкуренцию. В силу технических характеристик помещений, взамен на этих площадях, открывались заведения аналогичного формата с новыми концепциями и идеями.
Наибольшее количество изменений арендаторов произошло на улицах: Тверская, Мясницкая, Покровка. На всех трех улицах чаще всего менялись «кафе/рестораны/бары/клубы». Больше всего ротаций (в количественном измерении) произошло на Тверской улице – 18 или 14% от общего числа арендаторов на улице. Например, бренд Oomph открылся на месте Lush, а российский ритейлер «Gloria Jeans» открыл свой флагманский магазин, где раннее располагался «H&M». Минимальные изменения по количеству арендаторов произошли в Климентовском переулке.
Также аналитики IBC Real Estate зафиксировали тренд на уменьшение среднего размера арендуемого блока: количество аренднопригодных блоков выросло за год на 3%, что связано с уходом крупных иностранных арендаторов и закрытием ряда флагманских магазинов.
Несмотря на массовый исход международных брендов из страны, количество магазинов одежды/обуви на 12 ключевых улицах Москвы выросло почти на 12%. На места закрывшихся магазинов приходят новые игроки. Так, например, на Кузнецком мосту закрылись Massimo Dutti и Zara, их пространства уже заняли Henderson и Maag.