Антикризисные меры, предложенные Правительством РФ — EMAX real estate professionals

Антикризисные меры, предложенные Правительством РФ

9 Июля 2022
Контекст приспособления операторов торговой  недвижимости к текущим условиям необходимо рассматривать в связке с политикой государства. Основными предложенными мерами, которые сейчас находятся на разных стадиях разработки, являются: • возможность параллельного импорта продукции. То есть ввоз товаров без разрешения на то правообладателя. Среди прочего, в перечне товаров значатся предметы одежды, обувь, головные уборы, изделия из меха и кожи; • право собственников торговых центров в одностороннем порядке разрывать договоры аренды с ритейлерами, приостановившими деятельность; • доверительное управление активами, где доля иностранных собственников (из ограниченного перечня стран) составляет 25% и более; Параллельный импорт, на наш взгляд, является ключевой мерой для рынка, которая позволит перенастроить цепочки поставок. Однако, данная мера может сработать не для всех категорий товаров. В какихто случаях новые каналы поставок будут сопряжены со слишком большими логистическими издержками, что будет сильно влиять на ценообразование. Помимо этого, реализация параллельного импорта затруднительна для случаев, когда все производимые товары маркируются и география их реализации отслеживается.Право на разрыв договора аренды и доверительное управление являются, скорее, мерами для осуществления давления на иностранных арендаторов. Наиболее вероятной является переуступка права аренды и внутренние договоренности собственников с представителями зарубежных компаний.

Приостановка деятельности по-прежнему является наиболее распространенным статусом у зарубежных брендов, арендующих площади в московских ТЦ.
Заметные изменения могут произойти в III-IV кварталах, когда наступит «дедлайн» принятия решений. География происхождения брендов полностью прекращающих работу в РФ пока существенно уже, чем тех, кто заявил о приостановке.

По прошествии трех месяцев подавляющее большинство (76,5%) иностранных брендов, арендующих площади в ТЦ и объявивших о приостановке
деятельности, сохраняют данный статус в различных вариациях – приостановка поставок, приостановка продаж, прекращение деятельности с продолжением
работы франчайзи и другие. Среди бендов, принявших решение об окончательном уходе с российского рынка, доминируют бренды США (Starbucks, Nike, Levi Strauss & Co). Решение о приостановке деятельности по-прежнему распространяется, главным образом, на бренды из Испании (группа Inditex), Франции (Decathlon, Sephora) и Великобритании (Mothercare, Jo Malone, MAC).Доля иностранных арендаторов, объявивших о приостановке деятельности (формируют «скрытую» вакансию), в торговых центрах Москвы составляет, в  среднем, от 10% до 30%. Подавляющее большинство таких ритейлеров не освободили занимаемые помещения, поэтому общий уровень вакансии по итогам II квартала изменился незначительно (+ 2,3 п.п. относительно I квартала 2022.