Перспективы гостиничного бизнеса в России — EMAX real estate professionals

Перспективы гостиничного бизнеса в России

24 Мая 2022
Несмотря на продолжившуюся пандемию и сохранившуюся в связи с этим неопределенность в туризме и индустрии гостеприимства, в 2021 году мы наблюдали признаки восстановления гостиничного рынка Москвы. В течение года был зафиксирован рост спроса во всех сегментах по сравнению с кризисным 2020 годом, но полного восстановления до уровней 2019 года не произошло. Высокая заболеваемость, контроль доступа в общественные места, закрытые границы и ограниченное авиасообщение продолжали сдерживать развитие гостиничного бизнесав Москве, однако поддержка внутреннего туризма, отсутствие запретов на передвижение по России, льготные программы кредитования участников рынка оказали положительное влияние на потребителей и их активность.

В 2021 году средний тариф составил порядка 7,8 тыс. рублей, увеличившись на 16% по сравнению с предыдущим годом. Отметим, что по отношению к 2019 году данный показатель вырос на 3%. Восстановление среднего тарифа происходило за счет класса люкс и гостиниц верхнего предела высокого сегмента.
По итогам года загрузка московских отелей составила 61%, что на 23 п.п. выше показателя предыдущего года, однако на 17 п.п. ниже уровня 2019 года. Доходность на номер по рынку выросла приблизительно в 2 раза по сравнению с 2020 годом, однако данный показатель все ещё ниже  докризисного уровня: при сравнении 2021 и 2019 годов снижение доходности на номер составило 26%.

Динамика спроса по месяцам

• В течение года мы наблюдали изменения в структуре иностранного туристического потока: если в допандемийное время в общей доле преобладали западные и азиатские интуристы, то с мая по октябрь 2021 года был зафиксирован большой спрос на гостиницы Москвы со стороны гостей из арабских стран (в частности, из Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ) в связи с закрытием рынков Европы и Азии из-за пандемии. Данный спрос позволил нарастить средний тариф для сегмента люкс и отелей верхнего предела высокого ценового сегмента, однако полностью компенсировать их загрузку не смог.
• Внутренний спрос, который был простимулирован закрытыми границами и поддержкой со стороны государства в виде кешбэк-программы, способствовал росту уровня загрузки в гостиницах более бюджетных сегментов, но не обеспечил восстановление средней цены ввиду меньшей платежеспособности.
• В течение 2021 года мы наблюдали оживление спроса на гостиничном рынке Москвы, однако сохраняющаяся неопределенность в связи с пандемией продолжала оказывать негативное влияние на активность потребителей: вспышки заболеваемости и, как следствие, ограничительные меры со стороны правительства Москвы, введенные в конце июня и октября, стали основными причинами снижения уровня загрузки столичных отелей в июле и ноябре. Несмотря на это, во втором полугодии мы наблюдали максимальные уровни загрузки за год: в сентябре и декабре данный показатель достиг порядка 72%, что на 11
п.п. выше среднегодового значения. В декабре 2021 года средняя по рынку доходность на номер сравнялась с показателем соответствующего периода 2019 года и составила 5,8 тыс. руб., по сравнению с декабрем 2020 года доходность на номер выросла в 2,3 раза.